Поступивший на форум вопрос: Добрый день. Пришли из территориального отделения Антимонопольного комитета. Передали письменный запрос, в котором находилось требование переслать уставные документы на указанный адрес до определенной даты. Переслали в срок.
После некоторого времени пришли снова и сказали, что увидели нарушение. Наименование на вывеске при входе не соответствует наименованию в уставных документах (у нас вместо организационно-правовой формы написано: «клиника»). Сфотографировали «нарушение». Ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос: есть ли здесь нарушение и что делать в подобной ситуации?


Ответ: Добрый день.
Нормативная база, которая используется при анализе:
• ЗУ «Об Антимонопольном комитете Украины» от 26.11.1993 г. № 3659-XII;
• ЗУ «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г. № 2210-III;
• ЗУ «О защите от недобросовестной конкуренции» от 07.06.1996 г. № 236/96-ВР;
• Распоряжение Антимонопольного комитета «О Положении о территориальном отделении Антимонопольного комитета Украины» от 23.02.2001 г. № 32-р;
• Распоряжение Антимонопольного комитета «О Положении о порядке проведения проверок соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции» от 25.12.2001 г. № 182-р.

Относительно запроса.

Письменный запрос контролирующего органа должен полностью соответствовать требованиям и положениям Инструкции по делопроизводству, утвержденной Постановлением КМУ от 30.11.2011 г. № 1242.
В соответствии со ст. 14 ЗУ «Об Антимонопольном комитете Украины» среди полномочий административной коллегии территориального отделения АМКУ имеется, в частности, требование от субъектов хозяйствования, объединений, органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, их должностных лиц и работников, иных физических и юридических лиц предоставления информации (в т. ч. с ограниченным доступом) при рассмотрении заявлений и дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, проведении проверки и в иных предусмотренных законом случаях.
Согласно ст. 221 Закона субъекты хозяйствования, объединения, органы власти, органы местного самоуправления, органы административно-хозяйственного управления и контроля, иные юридические лица, их структурные подразделения, филиалы, представительства, их должностные лица и работники, физические лица обязаны по требованию органа Антимонопольного комитета Украины, председателя территориального отделения Антимонопольного комитета Украины, уполномоченных ими работников Антимонопольного комитета Украины, его территориального отделения подавать документы, предметы и иные носители информации, пояснения, иную информацию, в том числе с ограниченным доступом и банковскую тайну, необходимую для выполнения Антимонопольным комитетом Украины, его территориальными отделениями заданий, предусмотренных законодательством о защите экономической конкуренции. Документы, статистическая и иная информация предоставляются бесплатно как одноразово, так и периодически.
Согласно Распоряжению Антимонопольного комитета «О Положении о порядке проведения проверок соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции» (далее - Положение) запрос как основание для проведения внеплановой выездной проверки фигурирует только в п. п. 8.6. и п. п. 8.8., а именно: в случае выявления недостоверности данных, заявленных объектом проверки в документах, поданных на обязательный запрос; в случае возникновения потребности в проверке сведений, полученных от лица, которое имело правовые отношения с объектом проверки (если он не предоставил пояснений и их документальные подтверждения на обязательный запрос на протяжении 3 рабочих дней со дня получения запроса относительно соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции).
В соответствии с п. 34 Положения в случае проведения плановой проверки структурные подразделения АМКУ, территориальных отделений осуществляют предварительный анализ соответствующего рынка товаров, изучают нормативные акты, которые регулируют деятельность объекта проверки, при необходимости готовят и направляют в установленном порядке запросы о предоставлении информации относительно деятельности субъекта хозяйствования. Согласно п. 46 Распоряжения во время подготовки к проверке запрос относительно предоставления информации может быть направлен почтой с уведомлением о его вручении адресату.

Из всего вышеизложенного вытекает, что запрашивать информацию могут во время: подготовки к проверке, непосредственно проверки, при рассмотрении заявлений и рассмотрении дел; в иных случаях, предусмотренных законом. Можно ли к «иным случаям, предусмотренным законом» отнести ситуацию, когда запрос поступает не в связи с проверкой, рассмотрением заявления и открытым производством по рассмотрению соответствующего дела о нарушении законодательства, а в обычном порядке для, как следует из содержания ст. 221 Закона, «выполнения заданий, предусмотренных законодательством о защите экономической конкуренции»? По результатам анализа найден только один: исходя из анализа п. п. 8.8. Положения понятно, что у субъекта хозяйствования имеется 3 рабочих дня для ответа на запрос, основанный на сведениях от третьего лица, и только в случае просрочки появляется основание для внеплановой проверки.

Отвечать на запрос необходимо, ведь ст. 1664 КоАП неподача, несвоевременная подача должностными лицами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также руководителями (распорядителями кредитов) предприятий (объединений, хозяйственных обществ и т.д.) и лицами, которые занимаются предпринимательской деятельностью, информации или предоставление заведомо недостоверной информации АМКУ и его территориальным отделениям влечет наложение штрафа на должностных лиц и руководителей в размере до семи необлагаемых минимумов доходов граждан, а на лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью – до двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан. И, как уже указывалось выше, в случае, если субъект хозяйствования не ответил на обязательный запрос – не предоставил пояснения и их документальные подтверждения, в течении 3 рабочих дней со дня получения запроса – тогда возникает основание для внеплановой выездной проверки такого субъекта хозяйствования.
Необходимо помнить, что законодательством не урегулирован вопрос относительно порядка составления, направления и получения запроса.

Относительно проверок.

Детально вопрос проверок регламентирован Положением о порядке проведения проверок соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции, утвержденном Распоряжением АМКУ от 25.12.2001 г. № 182-р.
Проверки бывают выездные: плановые и внеплановые. Плановая проверка проводится не чаще одного раза за календарный год по приказу Председателя АМКУ или председателя территориального отделения. Основание – план-график проверок. Проводится только в случае, если не позднее чем за 10 календарных дней до дня проверки отправлено письменное уведомление с указанием даты ее проведения.
Внеплановая проверка проводится по приказу Председателя АМКУ или председателя территориального отделения, распоряжению органа АМКУ и по наличию хотя бы одного из обстоятельств, указанных в п. 8 Положения. Письменное уведомление при внеплановой проверке не требуется.
Для проведения любой из проверок необходимыми документами являются:
1) приказ (распоряжение) о проведении проверки и создании Комиссии по проверке;
2) план проведения проверки;
3) поручение Председателя АМКУ, государственного уполномоченного АМКУ, председателя территориального отделения о делегировании соответствующих полномочий относительно проведения проверки.
Согласно п. 31.3. Положения план проведения проверки составляется председателем Комиссии и утверждается органом, должностным лицом, которое издало приказ (распоряжение) о проведении проверки и создании Комиссии и содержит в себе сведения о задачах проверки, круге вопросов, которые необходимо выяснить в ходе проверки и сроках проверки.
Поручение содержит в себе указание о делегировании председателю и членам Комиссии на время проведения проверки определенных актами законодательства полномочий. Детальный перечень полномочий установлен п. 33 Положения.
Согласно п. 37 Положения в первый день проверки председатель Комиссии сообщает о цели и сроке проверки, предоставляет руководителю объекта проверки (в случае отсутствия руководителя – лицу, которое его замещает) документы о составе Комиссии, полномочиях ее членов; перечне вопросов, которые необходимо выяснить при проведении проверки; а также предлагает руководителю (или лицу, которое его замещает) создать надлежащие условия для обеспечения работы Комиссии. Отсутствие руководителя объекта проверки (лица, которое его замещает) не препятствует проведению проверки.
Изъятие письменных и вещественных доказательств проводится только на основании распоряжения государственного уполномоченного АМКУ или председателя территориального отделения. Согласно п. 45 члены комиссии имеют право на беспрепятственный доступ к местам хранения информации, в том числе к компьютерам, магнитным носителям и т.д., получать копии данной информации.
Результаты проверки оформляются актом. В случае необходимости результаты Комиссия оформляет справкой, содержащей в себе анализ, выводы и предложения по всем вопросам, которые были предметом проверки.
Акт должен содержать в себе данные о результатах проверки, объективной оценке деятельности объекта проверки относительно соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции и предложениях о возбуждении дела о нарушении соответствующего законодательства. В акте внеплановой проверки, которая проводится во время расследования в деле о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, указывается информация относительно проведенных действий (получение пояснений, изъятие доказательств), любых случаев препятствия в проведении проверки, а также иные сведения.
Председатель Комиссии на протяжении 5 рабочих дней после завершения проверки докладывает о ее результатах органу, должностному лицу АМКУ, территориального отделения, которые издали приказ (распоряжение) о проведении проверки и создании Комиссии, с предоставлением акта и иных материалов Комиссии, составленных по результатам проверки, с отметкой о вручении его руководителю объекта проверки, а в случае необходимости также вносит представление о начале рассмотрения дела или готовит рекомендации.
Если в ходе проверки были установлены признаки нарушения соответствующего законодательства, Председатель АМКУ, территориального отделения, его заместитель рассматривают предоставленные материалы и рассматривают вопрос относительно:
1) предоставления рекомендаций и внесения предложений относительно прекращения действий, которые содержат признаки нарушения, устранения причин возникновения данных нарушений и условий, которые им содействуют, а в случае, если нарушение прекращено – относительно мер для устранения последствий;
2) разработки проектов актов законодательства, которые регулируют вопросы развития конкуренции, антимонопольной политики и демонополизации экономики;
3) отправки правоохранительным органам материалов о нарушениях, которые содержат признаки преступления;
4) рассмотрения вопроса относительно начала рассмотрения дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции.

Относительно рассмотрения дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции.

Рассмотрение дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, также как и дел о недобросовестной конкуренции регулируется разделом VII ЗУ «О защите экономической конкуренции».
Согласно ст. 35 Закона рассмотрение дел начинается с принятием распоряжения о начале рассмотрения дела и заканчивается принятием решения в деле. Органы АМКУ начинают рассмотрение дела по:
1) заявлениям субъектов хозяйствования, граждан, объединений, учреждений, организаций о нарушении их прав вследствие действий или бездеятельности, определенных Законом как нарушение законодательства о защите экономической конкуренции;
2) представлению органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции;
3) собственной инициативе.
В соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона распоряжение о начале рассмотрения дела отправляется ответчику на протяжении трех рабочих дней со дня его принятия, а также заявителю и третьим лицам.
Срок давности для дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции составляет 5 лет со дня совершения нарушения, а в случае длящегося нарушения – со дня окончания совершения нарушения. Срок давности в случае нарушений, предусмотренных п. 13-16 ст. 50 Закона – соответственно 3 года.
Для дел о недобросовестной конкуренции срок давности составляет 3 года (ст. 281 ЗУ «О защите от недобросовестной конкуренции»).
Перечень решений по делам установлен ст. 48 ЗУ «О защите экономической конкуренции» (решение о признании совершения нарушения; о наложении штрафа; о закрытии производства по делу и т.д.).
Особенно следует обратить внимание на ст. 46 Закона. Данная статья регламентирует предоставление рекомендаций органами АМКУ. В частности, такая рекомендация выдается органам власти, органам местного самоуправления, органам административно-хозяйственного управления и контроля, субъектам хозяйствования, объединениям относительно прекращения действий, содержащих признаки нарушений, устранения причин возникновения данных нарушений и условий, которые им содействуют, а если нарушение прекращено – относительно принятия мер для устранения последствий.
Предусматривается, что рекомендации предоставляются в форме письма. Ч .3 данной статьи предусмотрено, что при условии выполнения положений рекомендации в случае, если нарушение не привело к существенным ограничениям или искажениям конкуренции, не причинило значительных убытков отдельным лицам или обществу и приняты соответствующие меры для устранения последствий нарушения, производство по делу о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции не начинается, а начатое – закрывается.

Итог вышесказанного: если на предприятие приходят представители территориального отделения АМКУ, целесообразно потребовать либо документы на проверку согласно Положения либо у субъекта хозяйствования должно быть присланное в предусмотренном законом порядке распоряжение о начале рассмотрения дела.

Относительно недобросовестной конкуренции.

Согласно ст. 1 ЗУ «О защите от недобросовестной конкуренции» недобросовестная конкуренция – любые действия в конкуренции, которые противоречат торговым и иным честным обычаям в хозяйственной деятельности. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона недобросовестной конкуренцией, в частности, являются действия, определенные главами 2-4 данного Закона.
На наш взгляд, в описанной выше ситуации, теоретически могла бы быть применима ст. 151 Закона, согласно которой распространением информации, которая вводит в заблуждение, является сообщение субъектом хозяйствования, непосредственно или через иное лицо, одному, нескольким лицам или неограниченному кругу лиц, в том числе в рекламе, неполных, неточных, неправдивых сведений, в частности, вследствие выбранного способа их изложения, замалчивания отдельных фактов или нечеткости формулировок, которые повлияли или могут повлиять на намерения данных лиц относительно приобретения (заказа) или реализации (продажи, поставки, выполнения, предоставления) товаров, работ, услуг данного субъекта хозяйствования.
В частности, информацией, которая вводит в заблуждение, являются сведения:
- содержащие неполные, неточные или неправдивые данные о происхождении товара, производителя, продавца, способе приготовления, источниках и способе приобретения, реализации, количестве, потребительских свойствах, качестве, комплектности, годности к применению, стандартах, характеристиках, особенностях реализации товаров, работ, услуг, цене и скидках на них, а также о существенных условиях договора;
- содержащие неполные, неточные или неправдивые данные о финансовом состоянии или хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования;
- которые приписывают полномочия и права, которых не имеют, или отношения, в которых не пребывают;
- содержащие отсылку на объемы производства, приобретения, продажи или поставки товаров, выполнения работ, предоставления услуг, которых фактически не было на день распространения информации.

Однако в данном случае такая информация должна или может повлиять на намерения лиц относительно приобретения (заказа) или реализации (продажи, поставки, выполнения, предоставления) товаров, работ, услуг данного субъекта хозяйствования, что в описанной ситуации вряд ли возможно, даже теоретически (при условии, что вид деятельности субъекта хозяйствования соответствует формулировке, указанной на вывеске).

Вдобавок и общему определению недобросовестной информации данная ситуация, на наш взгляд, не соответствует (опять же, при условии соответствия деятельности формулировкам).